Кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии
История кафедры |
Состав |
Учебные базы |
Учебные пособия |
Обучающимся |
Кафедра расположена в главном корпусе ДВГМУ (корпус № 1, ул. Муравьёва-Амурского, 35) в цокольном и первом этажах. Лекции для студентов проводятся в лекционных залах № 1, № 2, № 3, № 5, ауд. № 34 и № 138; практические занятия проводятся на базе кафедры - в учебных аудиториях №№ 125, 127, 129, № 132, № 134, № 137, № 139, № 34, № 45.
Материально-технические и кадровые возможности кафедры позволяют при организации обучения как на додипломном, так и на последипломном уровне сочетать современные педагогические технологии, с традиционными методами, свойственными этой дисциплине. Кафедра располагает всем перечнем специализированных помещений, оборудования и санитарно-гигиенических условий для сохранения анатомического материала, подготовки учебных топографо-анатомических препаратов. Оборудование учебных аудиторий ориентировано на использование в учебном процессе анатомического материала, выполнение на нём хирургических операций. Кафедра располагает и специальной хирургической операционной.
Учебный процесс на кафедре организуется с учётом широких возможностей использования современных технических средств, предназначенных как для решения дидактических задач, так и для диагностических клинических целей в сочетании с традиционными анатомическими и специфическими топографо-анатомическими методами.
Лекции, построенные по принципу компьютерных презентаций, включают в себя разнообразную по форме иллюстрационную составляющую - это и традиционные рисунки и схемы, и тематические тезисы, и анимационные рисунки, и фрагменты видеороликов. Методическое сопровождение практических занятий на кафедре постоянно совершенствуется и, согласно требованиям актуальных Федеральных образовательных стандартов, с учетом целей и задач, стоящих перед кафедрой по подготовке квалифицированных специалистов. Алгоритм управления процессом обучения включает в себя указания к самостоятельной подготовке; к работе на академических занятиях; компьютерный контроль исходного уровня знаний, усвоенных самостоятельно; указания к выполнению учебных действий в аудитории под руководством преподавателя; итоговый, заключительный контроль уровня освоения учебного материала по темам текущего занятия, а также по тематическим модулям.
Кафедра активно интегрирует в своей педагогической деятельности опыт организации процесса обучения кафедр передовых вузов страны, с которым она знакомится, участвуя в научных конференциях в других вузах. Рабочие программы дисциплин, преподаваемых на кафедре, актуализируются в соответствие с Федеральными образовательными стандартами.
Классическая методика преподавания анатомии и топографической анатомии (традиционные занятия с использованием анатомических препаратов) сочетается с активным привлечением современных инновационных технологий - демонстрационного материала, создающего трехмерные изображения органов и систем человека. 3D визуализация обеспечивается использованием в учебном процессе анатомического интерактивного стола «Пирогов».
В содружестве с рядом клинических кафедр (лучевой диагностики, травматологии и ортопедии, детской хирургии, общей и клинической хирургии) в учебную программу введены разделы лучевой анатомии. Они оформляются методически, накапливается банк лучевых изображений (УЗИ, КТ, МРТ), которые вводятся в технологию обучения с соответствующим методическим сопровождением.
В рамках дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» студентов знакомят с эндоскопической хирургической технологией. Помимо лекционного курса, включающего эти вопросы, на практических занятиях студентам демонстрируют принципы работы хирургической стойки; знакомят с принципами микрохирургии и выполнением элементов операции под хирургическим микроскопом. Кафедра использует в учебном процессе балльно-рейтинговую систему мониторирования процесса освоения дисциплины.
Кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии была сформирована в результате слияния двух кафедр в 2014 году.
Курс нормальной анатомии:
История кафедры как в зеркале отражает историю нашего университета. В 1930 г. это был первый, созданный на Дальнем Востоке, на основании Постановления СНК РСФСР от 24 мая 1929 г. Дальневосточный, а позднее Хабаровский государственный медицинский институт. В 2020 году университету исполнилось 90 лет. 90 лет – это титанический труд организационной работы первых сотрудников института, кафедр, докторов, кандидатов медицинских наук. Это тысячи выпущенных специалистов – лечебников, педиатров, провизоров, стоматологов. Это заслуженно и наш вклад в общее дело, так как с кафедры нормальной анатомии делают студенты первые шаги в большую медицину, в признание своего таланта.
Первые студенты
Основателем и первым заведующим кафедрой анатомии стал Николай Дмитриевич Бушмаким. Его талант организатора был признан Наркомздравом, поручившим организовать и возглавить Дальневосточный государственный институт.
В 1929 году Н.Д. Бушмакин приезжает в Хабаровск. В городе, в котором тогда не было ни одного высшего учебного заведения, Бушмакину поручалось подобрать кадры, жилье, учебные помещения, организовать первый набор студентов.
И в 1930 году историческое событие состоялось: первый на Дальнем Востоке медицинский Вуз принял первых студентов. Будучи директором института Бушмакин возглавил кафедру морфологии (Нормальной анатомии и гистологии). Он активно участвовал в общественной жизни города и края как член Дальневосточного крайисполкома.
Увлеченный труд прервала болезнь, и в 1932 году Бушмакин вынужден уехать в Ленинград.
С 1932 по 1934 гг. кафедрой заведовал к.м.н., доцент Валерий Михайлович Годинов (1904-1971). В 1927 г. он окончил Иркутский университет, в 1930 г. – аспирантуру. В 1932 стал доцентом, заведующим кафедрой нормальной анатомии ХГМИ. Одновременно он вел практические занятия на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии. Впоследствии работал с 1934 года на кафедре нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии в г. Ленинграде. В 1950 г. был утвержден в звании профессора, доктора медицинских наук. Научные труды его, в основном, посвящены анатомии периферической нервной системы.
В 1934 г. кафедру анатомии ХГМИ возглавил молодой тогда ассистент Иосиф Самуилович Бурди, окончивший в 1927 г. Астраханский мединститут. В 1938 г. он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1947 г. – докторскую, а с 1950 г. был утвержден в должности профессора. С 1939 по 1945 гг. И.С. Бурди являлся одновременно деканом. В этот период кафедру часто посещал и принимал зачеты и экзамены у студентов профессор М.Н. Ахутин – блестящий лектор, талантливый педагог, заслуженный деятель науки, активный участник боевых действий в годы Великой Отечественной Войны – главный хирург фронта. Под руководством И.С. Бурди на кафедре работали ассистенты: А.Н. Коробова, В.Л. Пугачев, Я.А. Шерешевский, А.Д. Шумская, А.И. Шароватый. Кафедра располагала двумя секционными залами, хорошо оснащенным анатомическим музеем и достаточным количеством лабораторных помещений, где обучалось уже свыше 500 студентов (1942 г.). И.С. Бурди прекрасно владел методикой препарирования и на протяжении всех лет работы на кафедре много внимания уделял фундаментальному анатомическому музею. Это были самые трудные годы, годы Великой Отечественной Войны, фронту нужны были врачи, был увеличен набор студентов, сокращен срок обучения до 3,5 лет. Кафедра мужественно переносила тяготы военного времени, и уже в 1941 году было два выпуска врачей.
В 1952 году кафедру возглавил к.м.н., доцент Алексей Ермолаевич Трифонов, выпускник Хабаровского мединститута 1940 года, который начинал свою трудовую деятельность на кафедре нормальной анатомии препаратором в 1936 г. В 1947 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию, работал ассистентом, а в 1954 г. утвержден в звании доцента. А.Е. Трифонов бессменно руководил кафедрой более 30 лет. Он был высококвалифицированным преподавателем и лектором, умелым воспитателем студенческой молодежи. С 1963 по 1974 гг. А.Е. Трифонов был деканом лечебного факультета, большую работу проводил по подготовке научных и педагогических кадров, много сил и внимания уделял ученикам, сотрудникам, коллегам. Под его руководством выполнен целый ряд кандидатских диссертаций. За время работы заведующим кафедрой А.Е. Трифонов большое внимание уделял совершенствованию педагогического процесса, разработке методологических аспектов преподавания анатомии.
Коллектив кафедры анатомии человека 1953г.
Научная деятельность кафедры с момента ее основания делится на два периода. Первый охватывает время с момента организации института и до 1956 г. За это время защищена 1 докторская и 2 кандидатские диссертации, опубликовано 17 научных работ. Второй период характеризуется переходом всех сотрудников кафедры на изучение единой проблемы: состояние экстра- и интраорганных кровеносных сосудов различных органов и тканей в норме и под воздействием некоторых экстремальных факторов (гравитация, вибрация , шум, лекарственные препараты) в возрастном и сравнительно-анатомическом аспекте. Работы сотрудников кафедры Л.П. Береко, В.М. Пичугина, М.А. Чередниченко, М.И. Урманова посвящены систематическому описанию кровеносного русла желудочно-кишечного тракта человека и некоторых позвоночных животных. Одновременно изучалось внутриорганное кровоснабжение мышц плеча (С.А. Ступина), коленного сустава (Н.А. Кошкина), сердца (А.Е. Трифонов), щитовидной железы (В.Р. Свердлова), позвоночного столба (Е.П. Мерперт), вегетативных узлов (Л.В. Бондаренко), желчного пузыря (Л.Н. Михалевская). В результате проделанной работы, кроме опубликованных 32 статей, появились две обобщающие работы (1959-1960 гг.), которые подводили итог научно-исследовательской деятельности кафедры в области изучения микроциркуляторного русла паренхиматозных и полых органов. В этот период были защищены три кандидатские диссертации: М.И. Урманов (“Интраорганные артерии, капилляры и вены толстой кишки человека и некоторых позвоночных животных”), В.М. Пичугин (“Внутриорганные артерии, капилляры и вены тонкой кишки человека и некоторых позвоночных животных”), Л.П. Береко (“Внутриорганные кровеносные сосуды желудка человека”).
Коллектив кафедры анатомии человека 1971 г.
Не отступая от основного направления научной тематики кафедры, сотрудники с 1960 года перешли к экспериментальной анатомии. Это дало возможность более детально и всесторонне изучить кровеносные внутриорганные сосуды, рассматривая микрогемодинамику с выполняемой функцией. По методике разработанной доцентом А.Е. Трифоновым, вычислялся объем капиллярного русла и площадь обменной поверхности сосудов различных органов и тканей экспериментальных животных при воздействии экстремальных факторов. За 8 лет коллектив опубликовал 118 научных работ. Этому способствовало и то обстоятельство, что в 1960 г. кафедра анатомии перешла в новое здание института, где имелись просторные секционные залы, экспериментальная лаборатория, операционная, фотолаборатория, виварий и другие, специально оборудованные помещения. С 1956 г. институт пополнился студентами нового педиатрического факультета. Курс лекций на нем с 1962 по 1976 гг. читала к.м.н., доцент В.А. Рожко – прекрасный педагог, высококвалифицированный анатом, отлично владевшая методикой препаровки. С 1951 по 1992 гг. на кафедре работал к.м.н., доцент В.М. Пичугин – участник Великой Отечественной Войны, награжденный за боевые заслуги орденами Красной Звезды, Отечественной Войны и многими медалями. За все время работы на кафедре В.М. Пичугин активно участвовал в общественной жизни института, пользовался большим уважением коллектива студентов и преподавателей, читал лекции на педиатрическом факультете, выполнял обязанности заведующего учебной частью кафедры.
Коллектив кафедры анатомии человека 1979 г.
С 1964 по 1970 гг. старшим преподавателем кафедры работала к.м.н. Н.М. Насильникова – отличный педагог и анатом. Своими обширными знаниями по анатомии она щедро делилась с молодыми коллегами, аспирантами, студентами-кружковцами. В то время еще только начинающие преподаватели А.И. Россихина, Э.А. Лысяк, Н.А. Попель, В.А. Останкин с большой благодарностью вспоминают ее помощь в проведении практических занятий. На кафедре продолжал активно работать студенческий научный кружок. Студенты под руководством доцента А.Е. Трифонова занимались препаровкой мышц, сосудов и нервов. Студенческие препараты по достоинству занимают место в кафедральном анатомическом музее. В 1969 г. при кафедре была открыта очная аспирантура, которую закончили Э.А. Лысяк, Г.А. Иваненко, Л.Г. Шукюрова, В.Я. Зарубина, Л.А. Заболотько. Под руководством А.Е. Трифонова было защищено 6 кандидатских диссертаций.
С 1987 г. и по 2015 г. кафедрой заведовала к.м.н., доцент Галина Александровна Иваненко. Выпускница ХГМИ 1970 г., Г.А. Иваненко с первого курса отдавала большую часть своего студенческого времени кафедре, занимаясь в научном кружке, читала дополнительную литературу, готовила рефераты, делала доклады на студенческих конференциях, оттачивала методику препарирования и изготовления макро- и микропрепаратов. Уже в студенческие годы ею опубликованы 4 научные работы по теме будущей диссертации. По окончании института в 1970 г. Г.А. Иваненко поступила в аспирантуру на кафедре анатомии, которую она успешно окончила и защитила в 1975 г. кандидатскую диссертацию на тему: “Кровоснабжение спинного мозга крысы в норме и при воздействии вибрационно-шумового комплекса”. В 1984 г. Г.А. Иваненко утверждена в звании доцента, имеет более 80 научных работ. Она постоянный участник съездов анатомов, гистологов и эмбриологов нашей страны, 1-го Международного конгресса анатомов в г. Сеуле (1996 г.), в г. Бухаре (2008 г.). Г.А. Иваненко читала курс лекций на лечебном и стоматологическом факультетах, вела практические занятия у студентов, врачей, получающих второе высшее образование (стоматологическое). Г.А. Иваненко как морфолог с широким биологическим кругозором являлась высокоэрудированным лектором и воспитателем студенческой молодежи. Она много сил и энергии отдала педагогической и учебно-методической работе, работе студенческого научного кружка кафедры.
С 2015 года кафедру возглавляет д.м.н. Елена Юрьевна Животова, выпускница ХГМИ 1992 г. В 1997 г. поступила в очную аспирантуру в ЦНИЛ ДВГМУ, которую закончила в 2000 году. Защитила кандидатскую диссертацию на тему: “Влияние ангиотензина II на процессы синтеза ДНК в некоторых клеточных популяциях белых крыс”. В 2014 году защитила докторскую диссертацию на тему "Участие регуляторных пептидов в поддержании тканевого гомеостаза слизистой оболочки желудка".
Руденко Анатолий Степанович , (д.м.н., профессор, курс топографической анатомии и оперативной хирургии). Работал профессором кафедры оперативной хирургии с курсом топографической анатомии с 1997 по 2015 годы. В 1962 году окончил лечебный факультет Хабаровского государственного медицинского института, а в 1968 году – клиническую ординатуру по общей хирургии при Хабаровском медицинском институте. После окончания института работал врачом-хирургом в Аяно-Майской Центральной районной больнице Хабаровского края. С 1972 года - ассистент кафедры факультетской хирургии Хабаровского государственного медицинского института. В 1988 защитил докторскую диссертацию на тему «Клиническая оценка пилоросохраняющей резекции при язвенной болезни желудка». В качестве врача-хирурга изучал распространенность варикозного расширения подкожных вен нижних конечностей у различных групп работающих. Изучил состояние поверхностных лимфатических сосудов у варикозных больных. Разработал и внедрил новую методику резекции желудка при язвенной болезни желудка. Автор более 60 печатных работ, 5 рационализаторских предложений и 7 методических рекомендаций. Как профессор кафедры оперативной хирургии с курсом топографической анатомии разработал и внедрил в учебный процесс методические пособия, которыми студенты пользуются до сих пор. Практические занятия были содержательны, хорошо иллюстрированы, вызывали живой интерес у студентов и коллег. Постоянно повышая свой профессиональный уровень, много читая научной, учебной и методической литературы. Анатолий Степанович был скромным человеком, с высоким чувством долга и справедливости. Его уважали коллеги и студенты.
Людмила Георгиевна Шукюрова (к.м.н., доцент, курс анатомии) работала на кафедре с 1971 по 2020 год. Окончила с отличием ХГМИ и поступила в аспирантуру при кафедре. Защитила кандидатскую диссертацию на тему “Воздействие вибрационно-шумового комплекса на кровеносные сосуды ромбовидного мозга”. Имеет более 50-ти печатных работ. В 1990 г. утверждена в ученом звании доцента. Читала курс лекций по анатомии на педиатрическом факультете. Основное стремление Л.Г. Шукюровой как лектора – привить интерес студентов к предмету, раскрыть перед будущими врачами - педиатрами роль анатомии как теоретического фундамента в познании путей и методов профилактики и лечения болезней у детей.
Лысяк Элеонора Анатольевна (старший преподаватель, курс анатомии), выпускница Благовещенского мединститута. Работала на кафедре анатомии с 1967 по 2017 г. Окончила в 1972 г. аспирантуру при кафедре анатомии. Опубликовала более 20-ти научных работ по теме: “Кровеносные сосуды надпочечника человека в возрастном аспекте в норме и при феохромоцитоме”. Много лет отдала работе со школьниками ПОНСа, руководила школьным анатомическим кружком, анатомическим музеем кафедры.
Елена Павловна Матвеева (к.м.н., доцент, курс анатомии), выпускница Амурской медицинской академии. Работала на кафедре анатомии человека с 2003 г. по 2016 г. В 2007 г. закончила аспирантуру на кафедре гистологии и защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Корреляция уровня развития головного мозга и эндокринных желез у новорожденных крыс потомства интактных и подвергнутых экспериментальным воздействиям самок». Матвеева Е.П. много внимания уделяла работе со студентами, исполняла обязанности старшего куратора на лечебном факультете.
Ольга Владимировна Корева (старший преподаватель, курс анатомии), выпускница вечернего отделения ХГМИ. Работала в университете с 1991 по 2020 год. Вела практические занятия по анатомии со студентами всех факультетов. Умела вызвать интерес к изучению дисциплины. Хороший педагог и воспитатель.
Зарубина Валентина Яковлевна (старший преподаватель, курс анатомии). Работала на кафедре анатомии с 1971 по 2009 год. Занималась профориентационной работой. Вела практические занятия на всех факультетах, много лет отдала подготовке школьников на факультете довузовской подготовки.
Коллектив кафедры анатомии человека 2003 г.
Коллектив кафедры анатомии человека 2008 г.
Курс топографической анатомии и оперативной хирургии
В истории кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ДВГМУ повторились, сдвинутые по времени, основные этапы становления этой дисциплины в нашей стране. Первые годы формирования (с 1932 по 1934 г.г.), она пребывала в статусе курса. Преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии в институте началось с марта 1933 года. Руководителем кафедры был профессор Михаил Никифорович Ахутин , который одновременно возглавлял кафедру общей хирургии. Хирург, травматолог, он одновременно занимался зобными болезнями на Амуре (в музее ДВГМУ есть его актовая речь 1937 года - г. Хабаровск). М.Н. Ахутин принимал участие в боевых действиях у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Был главным хирургом фронта в годы ВОВ, армейским хирургом в войне с Финляндией (1939 - 1940 г.).
Топографическую анатомию вел доцент кафедры нормальной анатомии Валериан Михайлович Годинов (с 1932 по 1934 гг.). В 1927 году он окончил Иркутский государственный университет. В 1932 году он доцент и заведующий кафедры нормальной анатомии Хабаровского государственного медицинского института и по совместительству - ассистент кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ХГМИ. До 1936 года кафедра не имела своей базы, оборудования. Занятия проводились на базе кафедры нормальной анатомии и в секционном зале Хабаровского военного госпиталя.
С декабря 1938 года зав. кафедрой стал доц. П.Я. Ильченко . Он имел многолетний практический и клинический опыт работы врача-хирурга. В 1936 году его командировали в г. Ленинград на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии Военно - медицинской Академии, где он работал под руководством проф. В.Н. Шевкуненко. С приходом П.Я. Ильченко на кафедре была создана своя база и оснащена инвентарем, инструментарием, муляжами и др. наглядными пособиями. База разместилась в цоколе, пристройке старого корпуса и располагала одним кабинетом, одной учебной комнатой и подсобным помещением для хранения учебного материала. Личный состав кафедры состоял из 4-х человек: заведующего, ассистента, препаратора и технического работника.
Ассистентом кафедры был зачислен врач Израиль Соломонович Резник, который проработал в институте более 50 лет. П.Я. Ильченко вел большую исследовательскую работу. Он разработал методику целого ряда пластических операций; опубликовал 12 научных работ. В 1938 году защитил докторскую диссертацию. Во время ВОВ кафедрой руководил к.м.н. М.К. Гитис. Он сумел организовать учебный процесс и помочь студентам в лучшем освоении предмета. В штате кафедры работали опытные врачи: В.И. Нефедов - ортопед - травматолог, в будущем заслуженный врач РСФСР. Л.Г.Ольшевский. Аспирантуру при кафедре прошла Галина Васильевна Козлова, выросшая в опытного преподавателя - доцента кафедры и ученого. И.С. Резник одновременно работал ассистентом госпитальной хирургической клиники. В 1945 году в связи с отъездом М.К. Гитиса руководителем кафедры был назначен доцент И.С. Резник. База кафедры расширилась за счет дополнительной площади в главном корпусе института. Кафедра пополнилась новым оборудованием и наглядными пособиями. Обогатился, созданный музей кафедры. Была целая галерея портретов ученых - хирургов. Под руководством И.С. Резника на кафедре успешно велась научно-исследовательская работа, к которой привлекались молодые врачи. В 1958 году ассистент Г.В. Козлова защитила кандидатскую диссертацию: "О лимфатической системе пищевода". Основным направлением научных исследований кафедры была проблема морфологии кровеносной и лимфатической системы в нормальных и патологических условиях. С вводом в эксплуатацию нового корпуса в 1963 году кафедра приобрела благоустроенную базу: светлые учебные кабинеты, операционный блок, лаборатории.
Когут Борис Михайлович, (д.м.н., профессор, Почетный профессор ДВГМУ), Работал в Вузе с 1965 по 2019 годы; прошёл все этапы становления преподавателя высшей школы - ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой и на каждом этапе вносил значительный вклад в развитие, совершенствование технологии, организации образовательного процесса в тех направлениях, которые ему поручались в соответствии с занимаемой должностью на уровне кафедры, факультета, учебного заведения в целом.
Вся трудовая деятельность Б.М. Когута связна с Хабаровским медицинским институтом, а после его переименования - с университетом. Им проведена большая работа по внедрению в технологию обучения оперативной хирургии технических средств обучения, занятий на животных по обучению студентов основам оперативной техники. На кафедре был открыт виварий, организована учебно-экспериментальная операционная. С 1974 года по 2014, в период заведования кафедрой Б.М. Когут большое внимание уделяет совершенствованию методической работы - на кафедре разрабатываются учебные пособия нового поколения, внедряется технология использования современных методов визуализации (УЗИ, КТ, МРТ) при обучении топографической анатомии. На базе кафедры и по её инициативе образован межкафедральный студенческий кружок по хирургии, объединяющий все кафедры хирургического направления и смежные с ними. Члены этого кружка успешно выступают на региональных и республиканских студенческих олимпиадах. На площадках кафедры университет проводит региональные студенческие олимпиады по хирургии среди студентов медицинских вузов Дальневосточного федерального округа.
Научные исследования Б.М. Когута посвящены морфологическим проблемам абдоминальной хирургии и носят прикладной характер. По материалам докторской диссертации были подготовлены методические рекомендации для хирургов, результаты исследований использованы при формировании учебной рабочей программы усовершенствования абдоминальных хирургов. Под его руководством подготовлены две кандидатские диссертации. Материалы научных исследований отражены в 140 публикациях, трёх патентах на изобретения. Б.М. Когут является академиком Академии естественных наук Российской федерации, действительным членом Нью-йоркской академии наук (США), почётным профессором Лессингтонского университета ( США, штат Кентуки ). Б.М. Когут всегда сочетал научно-педагогическую деятельность с организационной. С 1969 по 1971 он работал заместителем декана педиатрического факульета, в 1972 году был избран его деканом, в 1981 году назначен проректором по учебной работе, а в 1994 году- избран ректором университета.
Будучи представителем Минздрава России в ДФО, Б.М. Когут уделял внимание вопросам интеграции вузов с практическим здравоохранением. С целью внедрения и развития телемедицинских технологий в систему здравоохранения в университете была открыта лаборатория телемедицины. Университет первым среди вузов Дальнего Востока и Сибири образовал кафедру семейной медицины, которая приступила к обучению новой специальности выпускников вуза не только для Хабаровского края, но и для других территорий Дальнего Востока, открыл подготовку новой специальности- медицинской сестры с высшим образованием, открыл фармацевтический факультет, объединившись с фармацевтическим институтом. Впервые в университете стала формироваться собственная лечебно - учебная база- открыта стоматологическая поликлиника, лечебно-диагностическая поликлиника семейной медицины, университетская аптека.
В связи с возрастными ограничениями пребывания на должности ректора Б.М. Когут в 2005 году ушёл с должности ректора и продолжил работу профессором кафедры нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии, осуществляя дальнейшую модернизация технологии преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии. После ухода на заслуженный отдых Борис Михайлович продолжает патронировать кафедру, оказывая неоценимую консультативную помощь и поддержку.
За большой вклад в совершенствование уровня подготовки специалистов здравоохранения в университете Б.М. Когут неоднократно награждался почётными грамотами руководства университета, он награждён грамотой Губернатора Хабаровского края, Мэра г. Хабаровска. Министерством здравоохранения РФ он награждён значком «Отличник здравоохранения», Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Дружбы.
Коллектив кафедры продолжает сложившиеся традиции постоянно развивать материально-техническую базу кафедры, проводить научные исследования, совершенствовать технологию учебного процесса. Изменилась тематика научных исследований кафедры - они посвящены изучению влияния операций на органах желудочно-кишечного тракта на структуры вегетативной нервной системы, изучению динамики морфометрических показателей органов брюшной полости, выявляемых при ультразвуковом исследовании в возрастном аспекте, после хирургических операций.
Сотрудники кафедры придерживаются тех педагогических традиций, которые заложены еще во времена становления института. Эпиграф на докторской диссертации Н.Д. Бушмакина “Памяти тех безвестных, на трупах которых мы учимся и учим” стал педагогическим девизом в изучении предмета анатомии.
Коллектив курса анатомии кафедры нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии, 2016 год (слева направо) Первый ряд: лаб. Кононова Е., ст. преп. Лысяк Э.А.; зав. каф. Животова Е.Ю.; проф. кафедры Иваненко Г.А.; доц. Шукюрова Л.Г.; преп. Потеряйкин Е.С.
Второй ряд: преп. Жильников Д.И.; доц. Матвеева Е.П.; ст. преп. Побережная В.В.; ст. преп. Корева О.В.; ст. лаб. Колосова Т.В.; зав. музеем Журавлев А.В.
Коллектив кафедры нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии, 2021 год (слева направо): Первый ряд: проф. кафедры Иваненко Г.А.; доц. Кузнецов А.В., доц. Дейчули И.П.; зав. каф. Животова Е.Ю.; Второй ряд: ст. преп. Жильников Д.И.; лаб. Соколовский А.; преп. Ковадло М.А.; ст. преп. Набережнева М.Н.; преп. Гунбина А.В.; преп. Горшкова Д.Е.; ст. лаб. Колосова Т.Е.; лаб. Ильченко А.
Кафедра расположена на первом и цокольном этажах главного корпуса университета.
Курс нормальной анатомии
Практические занятия проводятся в восьми учебных аудиториях оборудованных 1-2 препаровочными столами, в 4 аудиториях имеются музейные шкафы с тематическими экспозициями, составляющими фундаментальный музей кафедры. Для осуществления учебного процесса используются необходимые натуральные анатомические препараты и наглядные пособия (муляжи, таблицы). На каждом практическом занятии студенты обучаются с помощью натуральных анатомических препаратов: сухих и влажных. В каждой аудитории имеется учебный препарат - скелет человека, наличие которого позволяет оптимизировать обучение принципам топографо-анатомического ориентирования в процессе самоподготовки и на практических занятиях. Две аудитории оснащены интерактивными симуляторами для обучения анатомии с объективной компьютерной оценкой «Интерактивный анатомический стол «Пирогов» Модель I».
Для хранения и изготовления препаратов на кафедре имеются специализированные помещения: бальзамировочная и препаровочная.
Курс топографической анатомии и оперативной хирургии
Занятия со студентами и ординаторами проводятся в четырех учебных специализированных аудиториях, видеозале, учебно-демонстрационном топографо-анатомическом музее. На кафедре имеется ряд хирургических аппаратов - сосудосшивающий аппарат, хирургическая эндоскопическая стойка, тренажёр для освоения эндоскопической техники хирургический операций с использованием ВЭБ - камеры, операционные хирургические микроскопы, наборы общих и специальных хирургических инструментов. В 2013 году кафедра восстановила работу кафедрального вивария для мелких животных, хирургическую экспериментальную операционную, в которой студенты имеют возможность выполнять обучающие операции на животных, в том числе и с использованием хирургических микроскопов. Аудитории кафедры оборудованы для проведения специальных занятий - анатомической препаровки и учебных операций на анатомическом материале. В каждой аудитории имеется учебный препарат - скелет человека, наличие которого в учебной аудитории позволяет оптимизировать обучение принципам топографо-анатомического ориентирования в процессе самоподготовки и на практических занятиях. Учебно-демонстрационный музей кафедры постоянно пополняется как топографо-анатомическими учебно-демонстрационными препаратами, так и анатомическими препаратами по хирургической оперативной технике. Музей используется при организации самоподготовки кафедры и при изучении учебного материала студентами на практических занятиях. Наличие при кафедре видеозала позволяет использовать непосредственно на практических занятиях весь учебно-демонстрационный банк видеофильмов в качестве эталонов как при освоении студентами мануальных навыков выполнения оперативных приёмов, так и при изучении топографии при препаровке топографо-анатомических областей. При проведении практических занятий используется интерактивный симулятор для обучения анатомии с объективной компьютерной оценкой Вид 2 – «Интерактивный анатомический стол «Пирогов» Модель I».
Курс нормальной анатомии
1. Периферическая нервная система. Черепные нервы: Методическая разработка для студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов . [Текст]: - Хабаровск, 2012, 75 с.
2. Основные анатомические особенности организма ребенка в раннем детском возрасте. [Текст]: Методические указания для студентов . - Хабаровск, 2014, 82 с.
3. Лимфатическая система. [Текст]: Методическая разработка для сту-дентов 2 курса лечебного, педиатрического и стоматологического фа-культетов. - Хабаровск, 1996, 71 с.
4. Клиническая анатомия головы. [Текст]: Методические указания для студентов стоматологического факультета. Хабаровск, 2000, 64 с.
5. Клиническая анатомия органа слуха. [Текст]: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. - Хабаровск, 2001, 52 с.
6. Клиническая анатомия желез внутренней секреции. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Хабаровск, 2002, 53 с.
7. Книга для чтения "Анатомия человека" со словарем анатомических терминов на русском, латинском и английском языках. [Текст]: Учебное пособие под грифом УМО в 2-х частях. Хабаровск, 2004, 96 с.
8.Функциональная анатомия дыхательной системы. [Текст]: Учебное по-собие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов . – Хабаровск, 2007, 61 с.
9.Проводящие пути головного и спинного мозга . [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Хабаровск, 2007, 51 с.
10. Функциональная анатомия мочеполовой системы . [Текст]: Учебное по-собие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Хабаровск, 2007, 54 с.
11. Функциональная анатомия вегетативной нервной системы . [Текст]: - Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. – Хабаровск, 2007, 65 с.
12. Анатомия человека. Центральная и периферическая нервная система.[Текст]: сборник тестовых заданий для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического факультетов. – Хабаровск: издательский центр ГОУ ВПО ДВГМУ.- 2010.- 20с.
Курс топографической анатомии и оперативной хирургии
1. Клинические аспекты топографической анатомии верхней и нижней конечностей (Часть I). 1997 г.,70 стр. Б.М.Когут, И.П.Дейчули.
2. Клинические аспекты топографической анатомии головы, шеи, груди и живота (Часть II). 1997 г., 75 стр . Б.М.Когут, И.П.Дейчули.
3. Оперативная хирургия. Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов . ДВГМУ, 2005 г., 84 с Б.М.Когут, И.П.Дейчули, Е.В.Войтенко, А.С.Руденко.
4. Методические основы самостоятельного изучения оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. 1995 г. 94 стр. . Б.М.Когут, И.П.Дейчули.
5. Методические указания к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии (основы самостоятельного обучения) для студентов педиатрического факультета. ДВГМУ, 1996. -100 с. . Б.М.Когут, И.П.Дейчули.
6. Базовые тестовые задания по оперативной хирургии и топографической анатомии 1999 г., 72 стр Б.М.Когут, И.П.Дейчули, Е.В.Войтенко.
7. Оперативная хирургия и топографическая анатомия : Учебное пособие. - Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2005.-128 с. Гриф УМО. Когут Б.М., Дейчули И.П., Войтенко Е.В., Руденко А.С.
8. Оперативная хирургия. Методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы для студентов стоматологического факультета/Когут Б.М., Дейчули И.П., Войтенко Е.В., Руденко А.С., 2006. - 79 с.
9. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Часть 1. Верхняя и нижняя конечности. Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов лечебного факультета . ДВГМУ. 2011г.
10. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Часть 2. Область шеи, область груди, брюшная полость, область таза. Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов лечебного факультета . ДВГМУ. 2011г.
11. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Часть 1. Верхняя и нижняя конечности. Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов педиатрического факультета . ДВГМУ. 2011г.
12. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Часть 2. Область шеи, область груди, брюшная полость, область таза. Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов педиатрического факультета факультета . ДВГМУ. 2011г.
13. Когут Б.М., Дейчули И.П., Войтенко Е.В., Руденко А.С. Клинические аспекты топографической анатомии верхней конечности. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного и педиатрического факультетов с использованием учебных электронных пособий. Хабаровск. Издательство ДВГМУ. 2012. -16 с. Тираж - 120 экз.
14. Клиника, диагностика и лечение грыж брюшной стенки. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 6 курса лечебного факультета / сост. : Б.М.Когут, С.Н.Качалов, А.И.Хоменко, А.С.Руденко И.П.Дейчули, В.А.Коновалов, Е.В.Войтенко. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2013. - 99 с. Тираж 120 экз.
15.Основы хирургической техники: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Медицинская биохимия" по разделу "Экспериментальная хирургия" дисциплины "Клиническая и экспериментальная хирургия" /сост. Б.М.Когут, И.П.Дейчули, А.С.Руденко и др. - - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2014. - 84 с.
16. Введение в экспериментальную хирургию : учебно-методическое пособие к практическим занятиям студентов, изучающих раздел "Экспериментальная хирургия" дисциплины "Клиническая и экспериментальная хирургия" по специальности "Медицинская биохимия" / сост. Б.М.Когут, И.П.Дейчули, А.С.Руденко,ЕВ.Войтенко. - Хабаровск: Изд-во ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2014. - с.120.
17. Алгоритмы оперативных доступов к сосудам : учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной работы студентов 3-4 курсов лечебного и педиатрического факультетов/ сост. Б.М.Когут, И.П.Дейчули, Е.В.Войтенко, А.С.Руденко. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2014. - 48 с. Тираж 120 экз.
Обучающие программы
Курс нормальной анатомии
Для более успешного проведения учебного процесса и с целью рубежного контроля знаний студентов в рапоряжении кафедры имеется набор контрольно-обучающих тестовых программ:
•Опорно-двигательный аппарат (1, 2 части) (лечебный, педиатрический факультет,факультет фармацмм и биомедицины)
•Пищеварительная система (лечебный, педиатрический факультет,факультет фармацмм и биомедицины)
•Дыхательная система (лечебный, педиатрический факультет,факультет фармацми и биомедицины)
•Центральная нервная система (лечебный, педиатрический факультет,факультет фармацмм и биомедицины)
•Сердечно-сосудистая система (лечебный, педиатрический факультет, факультет фармацмм и биомедицины)
•Сердечно-сосудистая система (стоматологический факультет)
•Центральная нервная система (факультет клинической психологии)
•Периферическая нервная система (лечебный, педиатрический факультет)
•Периферическая нервная система (стоматологический факультет)
Работа с обучающими программами проводится в компьютерных классах ДВГМУ, которые находятся по адресу ул. Пушкина, 31 (компьютерные классы № 21 и № 24).
Курс топографической анатомии и оперативной хирургии
С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов кафедра подготовила оригинальные учебные электронные пособия в виде лекций с анализом топографо-анатомических особенностей отдельных областей, в которых используется комплекс средств обучения- таблицы, рисунки, но основным является топографоанатомический тематический препарат. Продолжительность кинофрагментов - от 14 до 30 минут. Студентам предлагаются электронные пособия для самостоятельной работы при изучении топографической анатомии:
Топографическая анатомия лопаточной области
Топографическая анатомия дельтовидной области
Топографическая анатомия подключичной области
Топографическая анатомия подмышечной области
Топографическая анатомия области плеча.
Топографическая анатомия локтевой области
Топографическая анатомия области предплечья.
Топографическая анатомия области кисти.
Топографическая анатомия ягодичной области
Топографическая анатомия бедра
Топографическая анатомия области коленного сустава
Топографическая анатомия области голени
Топографическая анатомия области голеностопного сустава
Топографическая анатомия области стопы
При самостоятельной работе при изучении техники оперативных вмешательств студенты могут использовать видеопособия по оперативной хирургии:
1. Операции на черепе. Трепанация черепа.
2. Хирургическое лечение врожденных пороков сердца
3. Основные операции при желчекаменной болезни
4. Ваготомии
5. Операция паховой грыжи
6. Аппендэктомия
7. Операции на щитовидной железе
8. Операции при внематочной беременности
9. Сегментарная резекция легкого при туберкулезе 30 мин
10. Способы и техника ампутации конечностей
11. Переломы нижней челюсти .
Студенты имеют возможность воспользоваться обучающими компьютерными программами:
Топографическая анатомия средостения Операции на желудке Операции на желчных путях Введение в лучевую топографическую анатомию: желудка, почек, портальной системы, область шеи.
С целью оптимизации самостоятельной работы студентов над учебным материалом при подготовке к аудиторным практическим занятиям, а также при работе на практических аудиторных занятиях кафедрой подготовлен ряд учебных пособий на бумажном носителе.
Рекомендации по изучению дисциплины
- Лечебное дело, семестр 01 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 02 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 03 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Лечебное дело, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 01 Анатомия
- Педиатрия, семестр 02 Анатомия
- Педиатрия, семестр 03 Анатомия
- Педиатрия, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Стоматология, семестр 01 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Стоматология, семестр 02 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Медицинская биохимия, семестр 02 Анатомия человека
- Медицинская биохимия, семестр 08 Экспериментальная хирургия
- Клиническая психология, семестр 01 Анатомия ЦНС
- Лечебное дело, семестр 03 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 03 Анатомия
- Педиатрия, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Стоматология, семестр 02 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Клиническая психология, семестр 01 Анатомия ЦНС
- Медицинская биохимия, семестр 02 Анатомия человека
- Медицинская биохимия, семестр 07 Экспериментальная хирургия
- Клиническая психология, семестр 01 Анатомия ЦНС
- Лечебное дело, семестр 01 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 02 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 03 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Лечебное дело, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 01 Анатомия
- Педиатрия, семестр 02 Анатомия
- Педиатрия, семестр 03 Анатомия
- Педиатрия, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Стоматология, семестр 01 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Стоматология, семестр 02 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Медицинская биохимия, семестр 02 Анатомия человека
- Медицинская биохимия, семестр 08 Экспериментальная хирургия
- Клиническая психология, семестр 01 Анатомия ЦНС
- Лечебное дело, семестр 01 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 02 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 03 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Лечебное дело, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 01 Анатомия
- Педиатрия, семестр 02 Анатомия
- Педиатрия, семестр 03 Анатомия
- Педиатрия, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Стоматология, семестр 01 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Стоматология, семестр 02 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Медицинская биохимия, семестр 02 Анатомия человека
- Медицинская биохимия, семестр 08 Экспериментальная хирургия
- Клиническая психология, семестр 01 Анатомия ЦНС
- Лечебное дело, семестр 01 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 02 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 03 Анатомия
- Лечебное дело, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Лечебное дело, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 01 Анатомия
- Педиатрия, семестр 02 Анатомия
- Педиатрия, семестр 03 Анатомия
- Педиатрия, семестр 06 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Педиатрия, семестр 07 Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Стоматология, семестр 01 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Стоматология, семестр 02 Анатомия (в т.ч. Анатомия головы и шеи)
- Медицинская биохимия, семестр 02 Анатомия человека
- Медицинская биохимия, семестр 08 Экспериментальная хирургия
- Клиническая психология, семестр 01 Анатомия ЦНС
Заведующий кафедрой
Кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии
- Должность: заведующий кафедрой
Преподаватели
Кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии
- Должность: старший преподаватель
Кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии
- Должность: старший преподаватель
Побережная Виктория Владимировна
Кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии
- Должность: старший преподаватель
Кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии
- Должность: преподаватель