Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
680000, Российская Федерация, Дальневосточный федеральный округ, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.
  1. Об университете
  2. Кафедры
  3. Кафедра биологии и генетики

Кафедра биологии и генетики

История кафедры
Состав
Учебные базы
Учебные пособия
Обучающимся


Кафедра сегодня

Кафедра расположена на третьем этаже третьего корпуса ДВГМУ, расположенного по адресу: Амурский бульвар, 27. Проезд автобусами 29, 89; трамваями 1, 2, 6 до остановки Гупровский городок.

С 2018 года кафедрой заведует Млынар Евгений Викторович.

В последние годы коллективом кафедры совместно со студентами разработано и внедрено в учебный процесс несколько оригинальных учебно-контрольных компьютерных программ, наборы тестовых заданий. Работает студенческий научный кружок.

Результаты своих исследований авторы представляют на студенческих научных конференциях как в стенах университета, так и за его пределами - в Москве, Кемерово, Красноярске, Ярославле. По завершении учебного года проводятся итоговые факультетские научные конференции. Многие из бывших кафедральных кружковцев ныне успешно работают в здравоохранении, продолжают научные исследования, защитили кандидатские и докторские диссертации.

История кафедры

Кафедра биологии - ровесница университета, организована в сентябре 1930 г.

С первых дней существования кафедру возглавил 24-летний биолог - энтомолог Александр Васильевич Маслов.В этой должности он проработал с перерывом в несколько лет до 1971 г. С его именем связана не только организация учебного процесса, но становление и развитие научных исследований по разнообразным проблемам медицинской паразитологии Дальнего Востока. В географическом плане зона научных интересов А.В. Маслова и его учеников простиралась от Чукотского полуострова до южных районов Приморья. В 30-50 гг. прошлого века непременным участником почти всех экспедиций был сам А.В. Маслов. «Он все Приамурье шагами измерил, богатство природы учел и проверил, в гостях побывал у моржей и тюленей, Чукотку объехал на нартах оленьих. Насквозь пропитался он дымом костров, пока изучал ареал комаров», - писал о нем один из его учеников, врач М. Погорелов.

В 1947 г. А.В. Маслов вернулся в Хабаровск, вновь возглавил кафедру биологии и до 1971 г. успешно ею руководил. К нему тянулись интересные люди. В эти годы на кафедре работали такие яркие ученые, преподаватели, как Л.М. Шилова, Л.А. Востриков, А.Ф. Шамрай


После отъезда А.В. Маслова из Хабаровска в Среднюю Азию кафедру возглавила Эсфирь Михайловна Зубина. Она проработала заведующей с 1939 по 1947 гг., впоследствии стала автором одного из учебных пособий по биологии для вузов страны.

В 1947 г. А.В. Маслов вернулся в Хабаровск, вновь возглавил кафедру биологии и до 1971 г. успешно ею руководил. К нему тянулись интересные люди. В эти годы на кафедре работали такие яркие ученые, преподаватели, как Л.М. Шилова, Л.А. Востриков, А.Ф. Шамрай



Яркий педагог, талантливый исследователь Лариса Михайловна Шилова многие годы вела студенческий научный кружок на кафедре. Многие ученики благодарны ей за искреннее и бескорыстное участие, заботу.





А.Ф. Шамрай был разносторонне одарен: он окончил музыкальное училище им. Римского-Корсакова, хорошо пел, обладал артистическим талантом. Это не мешало ему и в основной специальности - зоологии беспозвоночных.






Более 30 лет проработала на кафедре Вера Моисеевна Великоборцева. Требовательный педагог, отзывчивый человек, упорный исследователь.






Незаменимые и неизменные, многие годы верные кафедре лаборанты Л.А.Золотарёва, Н.Т.Белозерова, Л.Г.Уринова





С 1973 по 2010 гг. кафедрой заведовал член-корреспондент РАЕН, д.м.н., профессор Петр Семенович Посохов.Областью его научных интересов, как и кафедры в целом, являлись вопросы гельминтозной патологии человека на Дальнем Востоке. Его кандидатская диссертация, посвященная изучению жизненного цикла клонорхиса - эндемика дальневосточной фауны, и докторская по биологии и эпидемиологии трематодозов явились основой монографии «Клонорхоз в Приамурье», вышедшей в 2004 г



С 2010 по 2018 год кафедрой заведовал Якубович Вадим Сергеевич. Старший преподаватель
Область научных интересов - фауна, биология и экология насекомых Нижнего Амура




Елена Александровна Паршина, высокоэрудированный педагог, разносторонне образованный человек, потомственный биолог, она 30 лет преподавала на кафедре. Её эмоциональные лекции не оставляли студентов равнодушными к предмету.




Нельзя не упомянуть и безвременно ушедшего из жизни молодого талантливого ученого и педагога Геннадия Николаевича Ли (Ли Мен Дык). В 1997 г. им защищена первая в стране докторская диссертация по клиническим аспектам клонорхоза, научное руководство при выполнении которой осуществлялось и со стороны кафедры.




Коллективное фото дружной кафедры. В первом ряду сидит проф. П.С.Посохов, во втором ряду стоят слева направо: Г.М.Трускова, Е.А.Паршина, В.М. Великоборцева, И.В.Фомина





Добрые наставления молодому преподавателю.






Учебные базы

Занятия по биологии проводятся на базе кафедры (3-й этаж корпуса № 3 ДВГМУ): Лекции проводятся в лекционных залах №2 №3, №4 и аудиториях кафедры. Практические занятия проводятся в аудиториях 3-го корпуса на третьем этаже. Самостоятельная работа с обучающими программами проводится в компьютерных классах университета

Учебные пособия

П.С. Посохов, Г.М.Трускова, Е.А.Паршина, И.В.Фомина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГЕНЕТИКИ. ЧАСТЬ 1 (методические указания к практическим занятиям для студентов первого курса лечебного, педиатрического факультетов и факультета ВСО), Хабаровск, 1999. - 45с. Аннотация: Методические разработки к каждому из девяти практических занятий по цитологии и онтогенезу строго соответствуют единой методической системе и представляют собой алгоритм усвоения материала с перечнем шагов усвоения: указана мотивационная характеристика, выделены общая цель занятия и конкретные цели (знать, уметь), приводится план практического занятия, и подробный инструктаж к выполнению самостоятельной работы на занятии. Завершается каждая методическая разработка списком рекомендованной основной и дополнительной литературы.

П.С. Посохов, Г.М.Трускова, Е.А.Паршина, И.В.Фомина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГЕНЕТИКИ. ЧАСТЬ 2 (методические указания к практическим занятиям для студентов первого курса лечебного, педиатрического факультетов и факультета ВСО), Хабаровск, 2000. - 48с. Аннотация: Настоящие методические указания к практическим занятиям«ОСНОВЫ ПАРАЗИТОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ» составлены для студентов 1-го курса педиатрического и лечебного факультетов в соответствии с типовыми программами по биологии для студентов медицинских вузов. При этом первостепенное значение придается вопросам прикладного медицинского характера. П.С. Посохов, Г.М.Трускова, Е.А.Паршина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГЕНЕТИКИ . Методические указания к практическим занятиям для студентов 1 курса стоматологического факультета. Часть 1. Хабаровск, 2002. - 48с. Аннотация: Методические разработки к каждому из десяти практических занятий по цитологии, генетике и онтогенезу строго соответствуют единой методической системе и представляют собой алгоритм усвоения материала с перечнем шагов усвоения: указана мотивационная характеристика, выделены общая цель занятия и конкретные цели (знать, уметь), приводится план практического занятия, и подробный инструктаж к выполнению самостоятельной работы на занятии. Завершается каждая методическая разработка списком рекомендованной основной и дополнительной литературы.

П.С. Посохов, Г.М.Трускова, Е.А.Паршина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГЕНЕТИКИ . Методические указания к практическим занятиям для студентов 1 курса стоматологического факультета. Часть 2. Хабаровск, 2002. - 59с. Аннотация: Настоящие методические указания к практическим занятиям «ОСНОВЫ ПАРАЗИТОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ» составлены для студентов 1-го курса стоматологического факультета в соответствии с типовой программой по биологии для студентов медицинских вузов по специальности «Стоматология». При этом первостепенное значение придается вопросам прикладного медицинского характера. Помимо задач чисто методического характера данное пособие призвано разгрузить студентов от непроизводительных затрат времени по переписыванию многочисленных контрольных вопросов и заданий. Все это, на наш взгляд, должно существенно облегчить нелегкий процесс адаптации студентов к условиям занятий в вузе.

 П.С. Посохов, Г.М.Трускова, Е.А.Паршина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ . Методические указания к практическим занятиям для студентов 1 курса фармацевтического факультета. Часть 1. Хабаровск, 2001.-33 с. П.С. Посохов, Г.М.Трускова, Е.А.Паршина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ . Методические указания к практическим занятиям для студентов 1 курса фармацевтического факультета. Часть 2. Хабаровск, 2001.-27 с. П.С. Посохов, Г.М.Трускова, Е.А.Паршина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ . Методические указания к практическим занятиям для студентов 1 курса фармацевтического факультета. Часть 3. Хабаровск, 2001.-31 с. Аннотация: Настоящие методические указания к практическим занятиям по общей биологии для студентов 1 - го курса фармацевтического факультета составлены в соответствии с типовой программой по биологии для студентов фармацевтических ВУЗов (факультетов), утвержденной Министерством здравоохранения Российской федерации (Москва, 1999 г.), разработаны для подготовки и проведения 19 двухчасовых занятий и представлены в 3-х частях со сквозной нумерацией тем. Помимо задач чисто методического характера данное пособие призвано разгрузить студентов от непроизводительных затрат времени по переписыванию многочисленных контрольных вопросов и заданий. Все это, на наш взгляд, должно существенно облегчить нелегкий процесс адаптации студентов к условиям занятий в вузе. С этой же целью в методических указаниях содержится руководство не только к проведению аудиторных практических занятий, но и методика домашней подготовки. Ряд занятий содержит дополнительный теоретический материал и учебные задачи.

 Г.М.Трускова, Е.А.Паршина, И.В.Фомина, В.М.Великоборцева. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА . Методическое пособие к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. Хабаровск, 2006.-20 с. Аннотация: Представлен теоретический материал по начальным этапам онтогенеза для проведения практического занятия № 8 по теме «Биология развития» для студентов-первокурсников. Знание закономерностей развития организма является основой для понимания формообразования живых существ, а также механизмов патологий развития эмбриона.

 Е.А. Паршина. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ . Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета. Хабаровск, 2002. - 18с Аннотация:Настоящие методические рекомендации по выполнению контрольных заданий призваны помочь студенту-заочнику: 1. рационально и эффективно организовать выполнение контрольной работы, 2. уяснить правила и требования оформления контрольной работы, 3. выбрать для выполнения вариант контрольной работы. Курс общей биологии для заочного обучения состоит из нескольких разделов. В соответствии с учебным планом и рабочей программой некоторые вопросы рассматривается в лекционном курсе и на практических занятиях. Однако большую часть курса биологии студенты осваивают самостоятельно. Результатом этой деятельности является выполнение контрольной работы. По курсу биологии предусмотрена одна контрольная работа, которая выполняется студентами по вариантам, и представляется на кафедру через деканат в сроки, установленные кафедрой. Самостоятельная работа, лекции, практические занятия, выполнение контрольной работы и подготовка к зачёту проводятся в соответствии с типовой программой по биологии Министерства здравоохранения РФ для студентов фармацевтических ВУЗов (факультетов) (Москва, 1999 г.) и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности

Е.А.Паршина. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ ГЕНЕТИКЕ. Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета. Хабаровск, 2000.- 32 с. Аннотация: При выполнении контрольных работ по биологии студенты - заочники часто испытывают серьёзные затруднения в решении и оформлении задач по общей и молекулярной генетике. Цель методических указаний для студентов 1-го курса фармацевтического факультета - помочь в самостоятельном освоении способов решения таких задач. В пособии приводятся примеры типовых задач с подробным объяснением оформления, условных обозначений и решения. Каждый тип задач предваряется теоретическим материалом. Для закрепления полученных знаний предлагаются задачи для самоподготовки с ответами. Учитывая важность этих знаний и умений при изучении курса биологии, это пособие может быть использовано и студентами дневного отделения, нуждающимися в освоении методов решения задач по общей и молекулярной генетике.

П.С.Посохов, Е.А.Паршина, Г.М.Трускова. Медицинское значение насекомых / (Учебное пособие), Хабаровск, 2007.- 68 с. Аннотация: Расширена информация по разделу «Основы медицинской энтомологии» в дополнение к материалу учебника, позволяющая студентам сэкономить их дефицитное время за счет поисков материала в различных источниках. Предназначено для студентов первого курса медицинских вузов.

П.С.Посохов, Е.А.Паршина, Г.М.Трускова. Теория эволюции (история становления и современные аспекты) (Учебное пособие) / Хабаровск, 2009.- 94 с. Аннотация: В пособии рассматриваются некоторые аспекты теории эволюции, ее задачи, доказательства и методы изучения, проблемы микро- и макроэволюции. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и преподавателей, занимающихся проблемами теории эволюции.

новое:

В.С. Якубович, Г.М. Трускова, И.В. Фомина. Медицинское значение простейших (Учебное пособие) / Хабаровск, 2014.-  49 с.

В.С.Якубович ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ (Учебное пособие) / Хабаровск, 2016.-  73 с.

И.Б.Иванова, В.С.Якубович, Г.М. Трускова Медицинская паразитология (гельминтология). Учебно-методическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальности Фармация. / Хабаровск, Изд. ДВГМУ.- 74 с.

Обучающие программы

Работа с обучающими программами проводится в компьютерных классах ДВГМУ, которые находятся по адресу ул. Пушкина, 31 (компьютерные классы № 21 и № 24).

На кафедре разработаны следующие обучающие программы:

Медицинская генетика. Наследственные заболевания

Цель использования обучающей программы.  Расширение познаний студентов в области теоретических основ медицинской генетики. Описание программы.  Программа состоит из двух разделов.Первый - введение и методы исследования в медицинской генетике. Второй - генные, хромосомные, геномные мутации, заболевания с наследственным предрасположением. В данном разделе подробно рассматриваются наиболее часто встречающиеся заболевания, возникающие в результате каждого из типов мутаций.

Простейшие - паразиты человека.

Цель использования обучающей программы Закрепить представления о простейших - возбудителях заболеваний человека и животных и особенностях их жизненных циклов. Описание программы Программа состоит из двух главных разделов: теоретической части и контрольных вопросов. Теоретическая часть по типу Protozoa состоит из 4-х частей: класс Sarcodina, класс Flagellata, класс Sporozoa и класс Infusoria. В каждой из частей содержится подробная информация по характеристике класса, с описанием и рисунками наиболее распространенных видов простейших. Раздел «контрольные вопросы по теме» включает 27 вопросов с вариантами ответов к ним. При нажатии на один из вариантов появляется окошко, с указанием того, что данный ответ верен, либо неверен. В случае неверного ответа предлагается перейти в раздел по данной теме для повторения материала.

 Плоские черви - паразиты человека. Класс Трематоды

Цель использования обучающей программы Закрепить представления о представителях класса Трематоды - возбудителях заболеваний человека и животных и особенностях их жизненных циклов. Описание программы Программа состоит из двух главных разделов: теоретической части и контрольных вопросов. Теоретическая часть состоит из нескольких разделов: характеристика типа Plathelminthes, характеристика класса Trematoda, описание всех видов трематод-паразитов человека, встречающихся на территории РФ и сопредельных стран. Раздел «тесты по теме» включает 19 вопросов с вариантами ответов к ним. При нажатии на один из вариантов появляется окошко, с указанием того, что данный ответ верен, либо неверен. В случае неверного ответа предлагается перейти в раздел по данной теме для повторения материала.

Плоские черви - паразиты человека. Класс Цестоды

Цель использования обучающей программы Закрепить представления о представителях класса Цестоды - возбудителях заболеваний человека и животных и особенностях их жизненных циклов. Описание программы Программа состоит из двух главных разделов: теоретической части и контрольных вопросов. Теоретическая часть состоит из нескольких разделов: характеристика класса Cestodae, отличия отряда цепней и отряда лентецов, описание всех видов цестод-паразитов человека, встречающихся на территории РФ и сопредельных стран. Раздел «тесты по теме» включает 20 вопросов с вариантами ответов к ним. При нажатии на один из вариантов появляется окошко, с указанием того, что данный ответ верен, либо неверен. В случае неверного ответа предлагается перейти в раздел по данной теме для повторения материала.

Круглые черви - паразиты человека. Класс Нематоды

Цель использования обучающей программы Закрепить представления о представителях класса Нематоды - возбудителях заболеваний человека и животных и особенностях их жизненных циклов. Описание программы Программа состоит из двух главных разделов: теоретической части и контрольных вопросов. Теоретическая часть состоит из нескольких разделов: характеристика типа Nemathelminthes, характеристика класса Nematoidea, описание всех видов нематод-паразитов человека, встречающихся на территории РФ и сопредельных стран. Раздел «тесты по теме» включает 28 вопросов с вариантами ответов к ним. При нажатии на один из вариантов появляется окошко, с указанием того, что данный ответ верен, либо неверен. В случае неверного ответа предлагается перейти в раздел по данной теме для повторения материала.

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

Цель использования обучающей программы Закрепить представления о представителях класса Паукообразные - паразитах, переносчиках и возбудителях заболеваний человека и животных и особенностях их жизненных циклов. Описание программы Программа состоит из двух главных разделов: теоретической части и контрольных вопросов. Теоретическая часть состоит из нескольких разделов: характеристика типа Членистоногие, характеристика Подтипа Хелицеровые, характеристики отрядов: Фаланги, Скорпионы, Пауки, Клещи, описание всех видов вышеуказанных отрядов-паразитов, переносчиков и возбудителей заболеваний человека, встречающихся на территории РФ и сопредельных стран. Раздел «тесты по теме» включает 29 вопросов с вариантами ответов к ним.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Цель использования обучающей программы Закрепить представления о представителях класса Насекомые - паразитах, переносчиках и возбудителях заболеваний человека и животных и особенностях их жизненных циклов. Описание программы Программа теоретическую информацию о характеристике класса Насекомые, описание отдельных представителей отрядов Тараканообразные, Полужесткокрылые, Вши, Блохи, Двукрылые

Рекомендации по изучению дисциплины

Вопросы к экзамену
Практические навыки

Темы практических занятий
Темы лекций
Производственная и учебная практика

Заведующий кафедрой

Млынар Евгений Викторович
Млынар Евгений Викторович

Преподаватели

Требунских Ольга Владимировна
Требунских Ольга Владимировна
Фомина Ия Владимировна
Фомина Ия Владимировна

Фомина Ия Владимировна

  • Должность: старший преподаватель
Якубович Вадим Сергеевич
Якубович Вадим Сергеевич

Якубович Вадим Сергеевич

  • Должность: старший преподаватель
Кожушнян Владимир Сергеевич
Кожушнян Владимир Сергеевич