Кафедра анестезиологии-реаниматологии, трансфузиологии и скорой медицинской помощи
История кафедры |
Состав |
Учебные базы |
Учебные пособия |
Обучающимся |
Последипломное обучение |
Кафедра сегодня
Сегодня коллектив кафедры анестезиологии-реаниматологии, трансфузиологии и скорой медицинской помощи продолжает традиции преподавательской, лечебной и научной работы, заложенные основателями кафедры. В качестве одного из основных направлений своей работы мы рассматриваем профессиональную подготовку ординаторов на последипломном уровне и аккредитацию выпускников лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. Сотрудники кафедры проводят обучение в клинической ординатуре, по специальностям «Анестезиология и реаниматология» и «Скорая медицинская помощь». Важным аспектом преподавательской работы помимо лекций, семинарских занятий является проведение «мастер классов» на которых клинические ординаторы имеют возможность непосредственно в операционных и палатах реанимации под руководством преподавателей кафедры изучать современные технологии анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии. Большая роль отводится также и преподаванию клинической дисциплины «Анестезиология, интенсивная терапия и реанимация» на 6 курсе лечебного и педиатрического факультетов.
В ходе обучения сотрудники кафедры широко используют такие современные технологии обучения как мультимедийные презентации, компьютерные обучающие программы, учебные видеофильмы. Кроме этого большое внимание уделяется развитию модульных циклов, циклов с использованием симуляционных технологий. Это такие модули как «Современная ингаляционная анестезия», «Нутриционная поддержка в ОРИТ», «Вопросы безопасности трансфузионной терапии», «Базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация», «Современные протоколы сердечно-легочной реанимации» и другие. В настоящий момент кафедра проводит до 37 циклов год, включая циклы дистанционного обучения, а также циклы аккредитованные в системе НМО.
Огромное значение придается обучению студентов и ординаторов в Федеральном аккредитационном центре ДВГМУ. Основными направлениями такой работы являются:
• Подготовка к первичной аккредитации выпускников по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация» на экзаменационных станциях: «Базовая сердечно-лёгочная реанимация и поддержание проходимости дыхательных путей», «Экстренная медицинская помощь»
• Подготовка к первичной специализированной аккредитации ординаторов по всем специальностям. Экзаменационные станции: «Базовая сердечно-лёгочная реанимация взрослых и поддержание дыхательных путей», «Оказание первой помощи пострадавшим», «Базовая сердечно-лёгочная реанимация ребенка от 1 года до 8 лет», «Экстренная медицинская помощь"
• Обучение ординаторов по протоколам базовой и расширенной реанимации
• Модули симуляционного обучения для врачей анестезиологов-реаниматологов
• Анестезия и интенсивная терапия в акушерском и гинекологическом стационаре
• Современные протоколы СЛР: базовая и расширенная СЛР, педиатрическая СЛР, СЛР при травме.
• Интенсивная терапия острого коронарного синдрома, тяжелых нарушений сердечного ритма
• Управление трудными дыхательными путям
• Интенсивная терапия шоков
• Заместительная почечная терапия
• Интенсивная терапия гнойно-септической патологии
Помимо учебной, сотрудники кафедры активно занимаются методической, научно-исследовательской, воспитательной и лечебной работой. Клиническими базами кафедры являются ЧУЗ дорожная клиническая больница "РЖД-МЕДИЦИНА" города Хабаровск", КГБУЗ «Краевая клиническая больница» им. профессора С. И. Сергеева Министерства Здравоохранения Хабаровского края, КГБУЗ «Краевая клиническая больница» им. профессора О. В. Владимирцева Министерства Здравоохранения Хабаровского края, ФГКУ "301 военный клинический госпиталь" Министерства Обороны Российской Федерации, КГБУЗ "Перинатальный центр" им. профессора Г. С. Постола Министерства Здравоохранения Хабарского края, КГБУЗ «Городская клиническая больница» им. профессора А. М. Войно-Ясенецкого Министерства Здравоохранения Хабаровского края, КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии". Преподаватели кафедры постоянно ведут воспитательную работу с клиническими ординаторами, студентами. Знание законодательных актов по охране здоровья Российских граждан, вопросы этики, морали и деонтологии в анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии обсуждаются на лекциях, семинарах и практических занятиях. В работе кафедры кроме основных сотрудников университета принимают активное участие представители практического здравоохранения, заведующие отделениями, имеющие кроме большого практического опыта ученые степени, педагогическую подготовку.
История кафедры
В 1968 году на кафедре общей хирургии был создан курс анестезиологии и реаниматологии. Создание такого курса было продиктовано необходимостью подготовки квалифицированных кадров анестезиологов-реаниматологов и регламентировано приказами Министерства здравоохранения СССР о создании службы анестезиологии и реанимации и об усовершенствовании анестезиологической и реанимационной помощи. Формирование основных направлений учебно-методической, научной и лечебной работы курса анестезиологии и реаниматологии неразрывно связано с работой всего коллектива кафедры общей хирургии, которую возглавлял профессор Сергей Иванович Сергеев. Развитие в Хабаровском крае таких разделов частной хирургии, как хирургия сердца и магистральных сосудов, торакальная хирургия требовала совершенно новых подходов к анестезиологическому и реанимационному обеспечению этих сложных и в те времена практически уникальных для всего Дальнего Востока операций, проводимых сотрудниками кафедры общей хирургии Сергеем Ивановичем Сергеевым, Юрием Степановичем Бондарем, Вадимом Григорьевичем Кузиным, Михаилом Иосифовичем Мониным, Александром Павловичем Панюшкиным и многими другими.
Курс возглавил доцент Михаил Александрович Чередниченко, главный анестезиолог-реаниматолог Хабаровского края, заведующий отделением анестезиологии и реанимации Краевой клинической больницы. Выпускник Хабаровского медицинского института Михаил Александрович все свою жизнь посвятил работе в родном ВУЗе. В начале своей педагогической деятельности она работал ассистентом кафедры анатомии, затем ассистентом кафедры госпитальной хирургии и наконец, в 1965 году по приглашению профессора С.И. Сергеева перешел на кафедру общей хирургии. В марте 1966 г. Михаил Александрович защитил первую в ХГМИ диссертацию на анестезиологическую тему «Сравнительные данные по применению кислорода и воздуха при эндотрахеальном эфирном наркозе», в том же году ему была присуждена ученая степень кандидата медицинских наук, а в 1967 году он был избран на должность доцента этой кафедры. Здесь он организовал доцентский курс анестезиологии и реаниматологии для студентов и врачей. Так была начата подготовка врачей анестезиологов-реаниматологов для края.
С момента создания курса на нем работала Наталья Борисовна Ямполь. В 70-х годах курс анестезиологии и реаниматологии Хабаровского медицинского института пополнился новыми преподавателями: Сухотин Станислав Константинович, Лопатин Андрей Федорович, Кравец Сергей Викторович, Лаврентьев Юрий Алексеевич, Зайцев Эдуард Иванович, Шмаков Алексей Михайлович, Унжаков Виталий Владимирович. Огромное значение для формирования курса как центра подготовки анестезиологов-реаниматологов не только в Хабаровском крае, но и в других краях и областях Дальнего Востока имел тот факт, что Михаил Александрович Чередниченко руководил как курсом, так и крупнейшим отделением анестезиологии и реанимации, где разрабатывались в тот период времени методы анестезиологического и реанимационного обеспечения в различных областях частной хирургии.Были освоены и внедрены в практику современные способы анестезии и интенсивной терапии – катетеризация крупных сосудов, зондирование полостей сердца, операции на сухом сердце в условиях гипотермии и искусственного кровообращения, длительная эпидуральная анестезия, реинфузия крови, ганглионарная блокада.
В 1989 году курс был реорганизован в кафедру анестезиологии и реаниматологии. Возглавил кафедру доцент, к.м.н., заслуженный врач России М.А. Чередниченко. Костяк кафедры составили С.К. Сухотин, Н.Б. Ямполь, А.Ф. Лопатин, А.М. Шмаков, В.В. Унжаков. В конце 80-х -90-х годах на кафедру приходят молодые преподаватели К.В. Куликов, В.Ф. Лавриненко, В.С. Гороховский. Сотрудниками кафедры проводилась работа по внедрению новых лечебных технологий. По материалам этих работ были защищены диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Эти работы были посвящены применению эпидуральной анальгезии морфином после торакальных операций (А.М. Шмаков, 1986 год), гемосорбции при интоксикационном синдроме у больных с гнойно-деструктивной патологией легких (А.Ф. Лопатин, 1990 год), УФО аутокрови при операциях на магистральных сосудах (В.В. Унжаков, 1990 год). В 1994 году С.К. Сухотиным была защищена докторская диссертация, посвященная анестезии и интенсивной терапии при операциях по поводу вазоренальной гипертензии.
С 1994 по 2002 год кафедру возглавлял профессор, д.м.н., заслуженный врач России Станислав Константинович Сухотин. На кафедре создаются учебные программы по вопросам анестезиологии и реаниматологии и скорой медицинской помощи. Внедряются новые технологии лекционных презентаций, проводятся международные освежающие курсы для врачей анестезиологов-реаниматологов Дальнего Востока. В это период также развиваются направления научной и лечебной работы, затрагивающие вопросы диагностики и интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности, постреанимационной болезни, клещевого энцефалита, интраоперационной органопротекции. Под руководством С.К. Сухотина выполняются диссертации по использованию даларгина в анестезиологическом пособии при операциях на магистральных сосудах (В.С. Гороховский, 2000 год) и применению веноартериальной гемосорбции при перитоните (Б.Н. Наделяев).
С 2002 года кафедру возглавляет доцент, к.м.н. В.С. Гороховский. Основными базами кафедры становятся Дорожная клиническая больница (доцент В.С. Гороховский, доцент Н.Б. Ямполь), 301 ОВКГ (М.А Чередниченко). Основной упор в то время был сделан на интенсификацию преподавания на циклах ФПК и ППС. Объем проводимых циклов увеличился до 14 – 15 за учебный год. Преподаватели кафедры начали активно использовать очно-заочную форму обучения, выездные циклы, модульный тип обучения по актуальным разделам анестезиологии и реаниматологии. За этот период времени на кафедре прошли обучения до 1500 врачей из всех субъектов Дальневосточного федерального округа. В этот период сформировались основные научные направления кафедры: анестезия и интенсивная терапия при травматичных вмешательствах у лиц старших возрастных групп; интенсивная терапия септической полиорганной недостаточности; респираторная поддержка в анестезиологии и реаниматологии; интенсивная терапия критических состояний в акушерстве.
В рамках лечебно-консультативной работы в повседневную практику реанимационных отделений Дорожной клинической больницы, 301 ОВКГ, Краевого клинического центра онкологии, Краевого перинатального центра сотрудниками кафедры внедрены методы шкальной интегральной оценки тяжести состояния, алгоритмы периоперационной тромбопрофилактики, нутрционной поддержки, респираторной поддержки, интенсивной терапии массивной кровопотери, септического шока. Внедрены новые технологии анестезии при различных вмешательствах (индукция и поддержание анестезии летучими анестетиками при различных хирургических вмешательствах в разных возрастных группах, сочетанная анестезия на основе ингаляционной и регионарной анестезии) а также технологии интраоперационного мониторинга с использованием биспектрального индекса седации и глубины нейромышечного блока.
Учебные базы
Клиническими базами кафедры являются:
1. ЧУЗ "КБ "РЖД-МЕДИЦИНА" города Хабаровск"
Адрес: 680022, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49, корпус 3/4. Проезд автобусами: № 4, 21, 23, 35, 24, трамваем № 6, остановка "Дорожная больница". Время работы: 8:00 - 16:30, тел. (4212) 98-01-43.
2. ФГКУ "301 военный клинический госпиталь" МО РФ
Адрес: 680028, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Серышева, 3, хирургический корпус. Проезд автобусами: № 1, 23, остановка "Стадион Ленина". Время работы: 8:00 - 16:30.
3. КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола МЗ ХК
Адрес: 680028, Хабаровский край, г. Хабаровск ул.Истомина, 85, акушерский корпус. Проезд автобусами: № 1, 23, остановка "Стадион Ленина". Время работы: 8:00 - 16:30.
4. КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого МЗ ХК
Адрес: 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, Тихоокеанская ул., дом 213. Проезд автобусами: № 8, 35, остановка "Десятая больница". Время работы: 8:00 - 16:30, тел. (4212) 78-41-58.
5. КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии"
Адрес: 680042, Хабаровский край, г. Хабаровск, Воронежское шоссе 164. Проезд автобусами: № 6, остановка "Онкологический центр". Время работы: 8:00 - 16:30, тел. (4212) 41-06-11.
Учебные пособия
О.А. Сенькевич, З.А. Плотоненко, В.С. Гороховский «Неонатология. Рабочий блокнот практикующего врача. Монография». Хабаровск, ДВГМУ – 2020. – 184 с.
В.С. Гороховский, С.Н. Качалов, М.Б. Куцый, К.Г. Норкин «Клиническая физиология водного и электролитного баланса. Учебное пособие для студентов лечебного факультета». Хабаровск, ДВГМУ, - 2014. – 44 с.
В.С. Гороховский, М.Б. Куцый, Н.А. Невская. «Сердечно-лёгочная реанимация. Учебно-методическое пособие для интернов, клинических ординаторов по модулю симуляционного обучения». Хабаровск, ДВГМУ, - 2014. – 50 с.
В.С. Гороховский, М.Б. Куцый, Е.А. Кокарев. «Анестезия при операции кесарева сечения». Гриф УМО. Хабаровск, ДВГМУ. - 2011. - 125с.
В.В.Юхно. «Актуальные проблемы клинической токсикологии. методическое пособие для врачей». Хабаровск, ДВГМУ. - 2010. - 78с.
Н.Г.Бобылев, А.Г.Бобылев, Д.А.Бобылев, Ф.И.Тарасова, В.С.Горховский, Г.А.Чоо. «Неотложные состояния в хирургической стоматологии» Методическое пособие для студентов стоматологического факультета». Гриф УМО. Хабаровск, ДВГМУ. - 2010. - 121с.
В.С. Гороховский, М.Б. Куцый, Е.А. Кокарев. «Вазоактивные препараты». Гриф УМО. Хабаровск, ДВГМУ. - 2005. - 110с.
В.С. Гороховский. «Клиническая физиология гемостаза. Методическое пособие к проведению практического занятия для врачей анестезиологов реаниматологов». Хабаровск, ДВГМУ. - 2005. - 15с.
В.С. Гороховский. «Ингаляционная анестезия. Методическое пособие к проведению практического занятия для врачей анестезиологов реаниматологов». Хабаровск, ДВГМУ. - 2005. - 17с.
В.С. Гороховский. «Катетеризация центральных вен. Методическое пособие к проведению практического занятия для врачей анестезиологов реаниматологов». Хабаровск, ДВГМУ. - 2005. - 15с.
В.С. Гороховский. «Сердечно-легочная реанимация. Методическое пособие к проведению практического занятия для врачей скорой медицинской помощи». Хабаровск, ДВГМУ. - 2005. - 16с.
В.С. Гороховский. «Клиническая фармакология антиаритмических препаратов. Методическое пособие к проведению практического занятия для врачей скорой медицинской помощи». Хабаровск, ДВГМУ. - 2005. - 14с.
Обучающимся
Обучающие программы
В процессе изучения дисциплины используются следующие компьютерные программы:
“Medcalc” – оригинальная программа разработанная в ИЦ ДВГМУ для дифференцированной оценки поражения различных физиологических функций и оценки тяжести состояния по системе «APACHE III». Используется во время курации пациентов и для решения ситуационных задач, позволяет моделировать различные критические состояния.
В рамках усовершенствования методик образования для соответствия современным стандартам качества при планировании программы обучения по специальности «Анестезиология-реаниматология» коллективом кафедры был поставлен и успешно решен вопрос непрерывного контроля уровня знаний учащихся. С этой целью были разработаны учебные электронные тестовые программы по всем разделам обучения, реализованные на базе программы «Assistant 2.0». Это позволяет учащимся в ходе решения теста увидеть ошибки в реальном времени, а не ретроспективно, что значительно улучшает запоминание ключевых проблем, на которые ориентировано содержание теста. Помимо прочего, программа ведет статистический мониторинг за успеваемостью учащегося, автоматически сортируя банки тестов, что позволяет преподавателю скорректировать внимание учащихся на проблемных для них темах.
Отличительной особенностью тестов является их практическая направленность, связанная с особенностями специальности. Включены вопросы как на знание стандартов оказания реанимационной помощи на разных этапах терапии, так связанные с оказанием сугубо манипуляторной помощи пациенту, при этом качественный состав вопросов условно разделен на 2 уровня. Подобное разделение сформировано на основе международных стандартов улучшения качества последипломного образования и непрерывного профессионального развития Всемирной Федерации Медицинского Образования (Копенгаген, Дания, 2003) и включает два уровня подготовки: обязательный базовый (минимальный объем), который означает, что перечень знаний, входящих в базовый стандарт должен быть усвоен; а также продвинутый (расширенный объем), который не является строго обязательным, но желательным, соответствует международной практике последипломного медицинского образования и является подтверждением высокого качества работы врача-анестезиолога-реаниматолога. Базовый уровень (простые вопросы) – составляет около 50% тестовых заданий. Таким образом достигается в достаточной степени достоверное соответствие уровня знаний тестируемого его итоговому результату, что подтверждается примерно одинаковыми оценками на всех трех этапах итогового экзамена (собеседование по билетам, сдача практических навыков и умений, итоговый тестовый контроль). Помимо прочего, обучающийся занимается повышением своего базового уровня знаний при подготовке реферативного материала. Самостоятельная работа на кафедре осуществляется таким образом, что темы работ в той или иной мере связаны друг с другом, что позволяет накопить достаточное количество теоретического и практического материала по одному или нескольким разделам анестезиологии-реаниматологии, представленному в тестах продвинутого уровня (сложные вопросы).
Список обучающих тестовых оригинальных программ кафедры:
1. Обучающая программа по механизмам гемостаза.
2. Обучающая программа по нарушениям гемостаза.
3. Обучающая программа по ПОН.
4. Обучающая программа по ВЭБ и КОС, инфузионной терапии.
5. Обучающая программа по сепсису.
6. Обучающая программа по ОДН.
7. Обучающая программа по ОССН.
8. Обучающая программа по парентеральному питанию.
9. Тестовая обучающая программа по общим вопросам анестезиологии
10. Тестовая обучающая программа по системе гемостаза
11. Тестовая обучающая программа по ВЭБ
12. Тестовая обучающая программа по КОС
13. Тестовая обучающая программа по ОССН
14. Тестовая обучающая программа по СЛЦР
15. Тестовая обучающая программа по парентеральному питанию
16. Тестовая обучающая программа по ОДН
Доступ к программам осуществляется на кафедре в рабочее время
Рекомендации по изучению дисциплины
- Лечебное дело, семестр 12 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Педиатрия, семестр 11 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Лечебное дело, семестр 12 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Педиатрия, семестр 11 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
Практические навыки
- Лечебное дело, семестр 12 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Педиатрия, семестр 11 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Лечебное дело, семестр 12 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Педиатрия, семестр 11 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Лечебное дело, семестр 12 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
- Педиатрия, семестр 11 Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
Последипломное обучение
На кафедре проводится последипломная подготовка по следующим специальностям:
1. Анестезиология и реаниматология
1.1. Сертификационное и тематическое усовершенствование
1.2. Клиническая ординатура
1.3. Профессиональная переподготовка (врачи неонатологи и нефрологи)
2. Скорая медицинская помощь
2.1.Сертификационное и тематическое усовершенствование
2.2. Профессиональная переподготовка
3. Трансфузиология.
3.1. Сертификационное усовершенствование
3.2. Клиническая ординатура
3.3. Профессиональная переподготовка
Краткая характеристика циклов.
«Актуальные вопросы анестезиологии и реаниматологии».
Сертификационное усовершенствование. 144 учебных часа. Форма обучения очная. Целевая аудитория врачи анестезиологи-реаниматологи. Программой цикла предусмотрены лекции, семинары, клинические разборы больных, посвященные современным направлениям анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии. Также в ходе цикла проводятся тематические операционные дни, на которых будут продемонстрированы современные анестезиологические методики.
«Анестезиология и реаниматология» профессиональная переподготовка по анестезиологии и реаниматологии. 720 учебных часов. Форма обучения очная. Целевая аудитория врачи неонатологи и врачи нефрологи отделений диализа. Программа цикла предусматривает специализацию по анестезиологии и реаниматологии. Основная форма подготовки - индивидуальные практические занятия в операционной и палате реанимации и интенсивной терапии, а также лекции, семинары по фопросам общефундаминтальной подготовки и вопросам общей и частной анестезиологии, общей и частной реаниматологии с целю теоретической подготовки и получении практических знаний и умений в соответствии с квалификационными требованиями врача анестезиологи-реаниматолога (вторая квалификационная категория)
«Анестезия и интенсивная терапия в акушерстве» Сертификационное усовершенствование. 144 учебных часа. Форма обучения очная. Целевая аудитория – врачи анестезиологи-реаниматологи, работающие в учреждениях родовспоможения, врачи акушеры-гинекологи, врачи терапевты родильных домов. Программой цикла предусмотрены лекции, семинары, клинические разборы больных, посвященные современным направлениям акушерской анестезиологии, вопросам интенсивной терапии критических состояний в акушерстве и тактики анестезиолога при ведении женщин с тяжелой экстрагенитальной патологией . Также в ходе цикла проводятся тематические операционные дни, на которых будут продемонстрированы современные методы анестезии при акушерских операциях и обезболивания родов.
«Диагностика и интенсивная терапия неотложных состояний на догоспитальном этапе» Сертификационное усовершенствование. 144 учебных часа. Форма обучения очная. Целевая аудитория врачи скорой медицинской помощи. Программой цикла предусмотрены лекции, семинары, клинические разборы больных, посвященные современным направлениям и стандартам интенсивной терапии на догоспитальном этапе. Также в ходе цикла проводится фантомный блок, предназначенный для отработки навыков сердечно-легочной реанимации.
«Скорая медицинская помощь» Профессиональная переподготовка. 576 учебных часов. Форма обучения очная. Целевая аудитория врачи анестезиологи-реаниматологи, врачи общей врачебной практики, терапевты, хирурги Основная форма подготовки - индивидуальные практические занятия в операционной и палате реанимации и интенсивной терапии, на станции скорой медицинской помощи, а также лекции, семинары по вопросам общефундаментальной подготовки и вопросам скорой медицинской помощи с целю теоретической подготовки и получении практических знаний и умений в соответствии с квалификационными требованиями врача скорой медицинской помощи (вторая квалификационная категория).
«Трансфузиология» Профессиональная переподготовка. 504 учебных часа. Форма подготовки очно-заочная. Целевая аудитория врачи акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, врачи общей врачебной практики, терапевты, хирурги, детские хирурги, гематологи, педиатры Основная форма подготовки - индивидуальные и групповые практические занятия в операционной, палате реанимации и интенсивной терапии, отделении/станции переливания крови, а также лекции, семинары по вопросам общефундаментальной подготовки и вопросам производственной и клинической трансфузиологии с целю теоретической подготовки и получении практических знаний и умений в соответствии с квалификационными требованиями врача трансфузиолога. (вторая квалификационная категория).
«Вопросы интенсивной терапии гнойно-септической патологии в ОРИТ» Тематическое усовершенствование. 72 часа. Форма подготовки очная. Целевая аудитория врачи акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, терапевты, хирурги, гематологи, педиатры, клинические фармакологи. Программой цикла предусмотрены лекции, семинары, клинические разборы больных, посвященные современным направлениям и стандартам интенсивной терапии тяжелой гнойно-септической патологии
«Вопросы клинической трансфузиологии и нутриционной поддержки» Тематическое усовершенствование. 72 часа. Форма подготовки очная. Целевая аудитория врачи акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, терапевты, хирурги, гематологи, педиатры, клинические фармакологи. Программой цикла предусмотрены лекции, семинары, клинические разборы больных, посвященные современным направлениям и стандартам в клинической трансфузиологии и нутриционной поддержки
«Вопросы респираторной поддержки» Тематическое усовершенствование. 72 часа. Форма подготовки очная. Целевая аудитория врачи анестезиологи-реаниматологи, пульмонологи, неонатологи Программой цикла предусмотрены лекции, практические занятия в операционных и отделениях реанимации, семинары, клинические разборы больных, посвященные респираторной поддержке
«Вопросы регионарной анестезии» Тематическое усовершенствование. 72 часа. Форма подготовки очная. Целевая аудитория врачи анестезиологи-реаниматологи Программой цикла предусмотрены лекции, практические занятия в операционных и отделениях реанимации, семинары, клинические разборы больных, посвященные различным технологиям регионарной анестезии.
Заведующий кафедрой
Кафедра анестезиологии-реаниматологии, трансфузиологии и скорой медицинской помощи
- Должность: заведующий кафедрой